Игры как средство развития творческих способностей детей

Всем известно, что ИГРА является одним из главных видов деятельности дошкольников, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкальные игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра- это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире".

Игры на развитие художественного словаря.

Задача. Закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение муз. произведения и муз. образ. Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе муз. произведений.

КОПИЛКА

Правила игры. «Складывать» в «копилку» только те слова, которые соответствуют характеру музыки.

Игровые действия. При назывании педагогом слова-образа, соответствующего характеру произведения, дети складывают руки «чашечкой», не соответствующего- разводят их в стороны.

Ход игры. После прослушивания муз. произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой», затем обращается к детям: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке». Объясняет детям: «Если слово нам подходит, мы закроем его в «копилке» (показывает), если слово не подходит- разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало к нам в «копилку».

Игра заканчивается повторением всех слов из «копилки».

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Правила игры. Самостоятельно называть прилагательные, соответствующие характеру музыкального произведения. При неправильно названном слове сундучок захлопывается.

Игровые действия. Поиск и использование «волшебного» сундучка и фишек (за каждое правильно названное слово ребенок получает фишку)

Ход игры. «Волшебный» сундучок, накрытый ярким шелковым платком, стоит на столике. Педагог обращает внимание детей на звучащую музыку (звук механической шкатулки) и предлагает найти место, откуда она слышна. Дети находят «волшебный» сундучок. Педагог объясняет правила игры: « Послушайте музыку и сложите туда слова, которыми можно рассказать о ее настроении. За каждый правильный ответ вы получите фишку. Если прозвучит неправильный ответ, то сундучок захлопнется. Побеждает тот, кто назовет больше слов и наберет наибольшее число фишек». Игра заканчивается повторением всех названных прилагательных, слов-образов и эпитетов.

ХИТРАЯ ШЛЯПА

Правила игры. Назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор.

Игровые действия. Передача шляпы.

Ход игры. После прослушивания 2х и более музыкальных произведений педагог показывает детям яркую шляпу и говорит. Что она не простая, а волшебная.- кто ее надевает, начинает, как заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше всего понравилась. Шляпу надевают на ребенка. Когда его рассказ закончится, он передает шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда высказались все желающие.

ГОВОРЯЩИЙ КОВРИК

Правила игры. Рассказывать о понравившейся музыке.

Игровые действия. Путешествие в Страну говорящих вещей. Ответ педагогу по секрету.

Ход игры. После прослушивания двух и более муз. произведений педагог просит детей назвать понравившуюся музыку на ухо «по секрету». Затем предлагает совершить путешествие в Страну говорящих вещей. В ней каждый, даже самый простой предмет, может разговаривать. Педагог показывает на коврик и говорит: «Вот этот самый красивый коврик может заговорить, если каждый, кто встанет на него, станет рассказывать о своей любимой музыке». Педагог предлагает занять место на ковре (встать или сесть на него) двум детям, назвавшим на ухо разные произведения. Дети по очереди рассказывают о полюбившейся музыке, аргументируя свой выбор. Игра заканчивается, когда выступили все желающие.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦВЕТОК

Цель. Развитие у детей памяти, мотивации к запоминанию большого количества песен. Накопление песенного репертуара

ИГРА-ХОРОВОД. Музыкальный руководитель предлагает детям встать в круг, взявшись за руки. Сам он стоит в центре круга и держит в руках заранее изготовленный из разноцветной бумаги музыкальный цветок. На обороте каждого лепестка написано название какой-либо известной детям песни. Объединяющим звеном является песня-хоровод. С нее начинается музыкальная игра: дети поют и двигаются по кругу.

Вот наш сказочный цветок.

Красив каждый лепесток.

Тихо музыка слышна

Нас гулять зовет она.

 

Красный, синий, голубой,

Выбираем мы с тобой.

Лепесточек оторвем,

Вместе песенку споем!

Конец песни можно изменить:

Цвет скорее называй,

Песню громко запевай! (Пляску начинай; назови и стишок нам расскажи).

Музыкальный руководитель предлагает одному из детей выбрать лепесток и «оторвать» его. Читает название песни, указанное на обратной стороне лепестка и все дети поют эту песню. Затем игра продолжается: повторяется песня-хоровод, кто-то из детей выбирает новый лепесток, поют новую песню и так далее, пока не закончатся лепестки на цветке.

КУБИК-КАЛЕНДАРИК

На гранях кубика- картинки с изображением времен года.

Задачи. Формировать и развивать певческий голос, певческие навыки. Совершенствовать чувство ритма и темпа. Учить сочетать текст с движениями и музыкой. Создавать у детей хорошее настроение, расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней. Учить понимать красоту, сменяющих друг друга времен года и воспитывать творческое отношение к природе.

Ход игры. Дети стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст:

Календарик мы листаем,

Кубик другу отправляем.

К кому кубик попадает,

Тот стишок нам всем читает!

Ребенок с кубиком читает стишок или исполняет песню, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз.

И закончить хочется стихотворением А. Усачева:

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной…

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

 

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну!

Рев слонов и мух жужжанье,

Топот, свист, мычанье, ржанье.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и невкусный!

Материал подготовлен музыкальным руководителем  Пелих В.М.