Есть школа - есть жизнь

В народе говорят: "Есть школа - есть жизнь".
Каждый человек, принадлежащий к старшему поколению, является учителем и наставником, если он имеет на это моральное право. Но общество еще в глубокой древности создало специальное учреждение, в котором детей стали учить и воспитывать - школу.

Школа - один из краеугольных камней здания, имя которому - жизнь. 

В школе творится человек.
Школа - святыня и надежда народа.

 

В школе учат не только читать, писать, считать, думать; познавать окружающий мир и богатства науки и искусства. В школе учатся жить. Школа - это духовная колыбель народа. Чем больше заботы о своей колыбели проявляет народ, тем блистательнее его будущее.
В истории школы №2, как в зеркале, отразилась непростая история нашей страны.
Перелистывая пожелтевшие от времени страницы сухих документов, старых классных журналов, книг, приказов по школе, мы вдруг видим, как оживает история: быстро из всех уголков многонационального Советского Союза прибывали в поселок дети лесозаготовителей, строителей, железнодорожников, военных, а позднее газовиков, как растет коллектив, набирается опыта...
Школа №2 - прародительница образования в городе Югорске, ровесница поселка.
Первый очаг народного образования располагался в 4х квартирном щитовом домике по ул. Ленина напротив магазина "Елисеевский", приспособленном под школу.
Как ни странно, в таких условиях "грызли науки" около 200 учащихся, работали 7 учителей: Пахтышева П.Ф., Шишкина Т.Е., Митриковская Н.И., Терентьева Л.И., Голубева В.Г., Долгих Т.Н., Сафарова М.А. (Бугаева). Занятия проходили в три смены.
В 1964-66 годах школа размещалась уже в 6 приспособленных помещениях.
В начале 1965 - 66 учебного года в школе уже насчитывалось 24 класса комплекта с общим количеством 689 учащихся. Трудовой коллектив составлял 51 человек.
В год 50-летия Великого Октября была возведена новая школа по типовому проекту на 320 мест - знаменитая "деревянная" по ул. Ленина (теперешний филиал С.- Петербургского электротехнического университета). Конечно, радости школьников и педагогов не было предела, но проблема 3-х сменки не была решена.
В 1967 году закончили 11 классов 12 учащихся.
Население поселка росло очень быстро в связи с развитием Комсомольского леспромхоза, строительством газопроводов и головного предприятия управления "Тюментрансгаз".
В 1972 году - 441 класс-комплект с общим числом 1371 учащийся. Учителей - 59. В 1973 - около 1500 учащихся.
В феврале 1974 года справила новоселье Комсомольская средняя школа №1 (сегодня лицей), а Комсомольская средняя превратилась в восьмилетку до 1980 г.
Почти половина педагогов были переведены в каменную новостройку. Они составили основу нового педколлектива.
Наконец в 1998 году состоялось новоселье в новом прекрасном здании, куда переселились из "деревяшки" всем коллективом (к тому времени опять все классы не вмещались в одном здании). Начальная школа занимала помещение бывших детсадов.
Все тяготы становления школы взвалила на хрупкие женские плечи Тамара Аркадьевна - она разрабатывала режим работы так, чтобы в школе было тепло, светло и интересно на уроках. Отопление было печное. Сторожа - начинали топить печи в 3 часа ночи. Технический персонал создавал, нормальные санитарные условия, следил за питьевым режимом (воду кипятили), следили, чтобы в рукомойниках была вода и т.д. Всех педагогов надо было обеспечить жильем. Одним словом, хлопот хватало.
Пошпекин Сергей Андреевич возглавлял коллектив 3 года (1965-68 гг.). Это был настоящий организатор народного образования. Уже в 1965 году в школе было установлено радио, и регулярно выпускалась радиогазета "Школьная жизнь".
В условиях "холодной" войны в школе создается спасательный отряд гражданской обороны на случай возникновения войны. Под руководством Высотина Д.Д. были организованы хор старших классов, ансамбль баянистов, кружок игры на фортепиано в количестве 12 человек. Производилась оплата по одному рублю за час.
В связи с образованием Советского района Пошпекин С.А. стал заведующим РОНО.
Кутырев Леонид Иванович. Наряду с учебной работой этот директор много внимания уделял работе пионерской дружины имени А. Матросова, Было развернуто в направлении "Всем отрядам в следующий класс". Это дисциплинировало учащихся, воспитывало ответственность в учении. Не остался без внимания директора случай, когда Герасимов Коля из 6г класса и Пайфер Саша из 7а класса оказали помощь милиции в задержании преступников. Им была объявлена благодарность.
В январе 1970 г. хоккейная команда школы выступала на окружных соревнованиях в г. Ханты - Мансииске, но, к сожалению, призового места не заняла.
В августе 1970 г. эстафету руководства школой приняла Калинина Наталья Алексеевна. Авторитет школы заметно поднимался.
Самый сложный период в истории нашей школы, когда она была буквально переполнена в несколько раз, достался директору Федорееву Ивану Евстефеевичу. Авторитет его был истинным и непререкаемым. Его отличала система в работе, уважительное отношение к учителю, ученику, родителям, тактичность и интеллигентность. Именно при нем в 1972 году школа стала переходить на кабинетную систему. Она позволила сконцентрировать наглядные пособия в одном месте, использовать лучшие технические средства обучения.
К 50-летию образования СССР большое внимание уделялось туристско-краеведческой работе, патриотическому воспитанию Учитель русского языка и литературы Галасова Мария Петровна провела вечер на тему "Край, устремленный в будущее", Были организованы турпоходы по Северному Уралу (Пахтышева П.Ф.), в Кунгурскую пещеру, большая экскурсия по маршруту: п. Комсомольский - Сергино - Ханты-Мансийск - Тобольск - Тюмень - Свердловск - п. Комсомольский (руководители: Торбина Т.В., Пелевина Р.А.), съездили ученики в Ворошиловград, Краснодон. А летом в Краснодарском крае, в Темрюке работали и отдыхали наши ребята в трудовом лагере. Комсомольский ЛПХ помог приобрести музыкальную установку и в 1973 году был создан эстрадный оркестр "ВИА" под руководством ученика 10 класса Яженских Петра.
Федореев И.Е. заложил фундамент партнерских отношений с производственными коллективами, особенно с Комсомольским ЛПХ. На его долю выпала нелегкая реорганизация школы из средней в восьмилетнюю и обратно в среднюю. Он очень болезненно воспринял деление коллектива и новое его становление. Сердце уважаемого Учителя не выдержало и он по состоянию здоровья вынужден был уйти на пенсию в 1980 году.
Весь 1980-81 учебный год ответственно исполняла обязанности директора школы Махлина Цилия Ароновна. В школе был оформлен Ленинский зал, уголок трудовой славы (ответственная Рогожкина А,А.)
Каждый руководитель вписывал в школьную летопись свои незабываемые строки.
В 1981 году во главе школы стала Мерзлякова Любовь Васильевна. Укрепилась материально- техническая база школы: пристроили огромный спортивный зал, построили теплицу, в которой круглый год выращивали зелень для школьной столовой, рассаду для населения, овощи, проводили уроки биологии и занятия кружка юннатов. Конечно, во всем помогал леспромхоз - базовое предприятие, - слава о котором гремела на всю страну. Именно в 80-е годы было наложено шефство по принципу "Бригада -класса", которое приносило ощутимые результаты. Коллектив учителей и учащихся традиционно занимались художественной самодеятельностью и занимали призовые места в районе. Профсоюзная организация школы (председатель Рогожкина А.А.) заботилась о досуге учителей, устраивались выходы на природу, вечера отдыха, лыжные вылазки.
И, конечно, жилищные вопросы всегда были в центре внимания и довольно успешно решались с помощью председателя поссовета Лопатиной В.Я. и директора ЛПХ Заниным Н.Н..
Полоса невезения настигла школу при Низамовой Дине Александровне. Теплица была разморожена, сгорели два спортзала по независящим от школы причинам. Уроки физкультуры проходили, где придется, это расхолаживало учащихся и нервировало педагогов. Учебных кабинетов не хватало.
Свет надежды, перспективы забрезжил с приходом энергичной, инициативной Энютиной Галины Николаевны, которую вскоре назначили директором строящейся новой школы. А старенькую "деревяшку" мы с любовью озеленили (ответственные Пономарева Р.К, и Рогожкина А.А.), со вкусом оформили, чем немало удивили жителей Югорска. Откуда-то взялись цветочные горшки и появились цветы в кабинетах. А когда справляли новоселье, целый день перевозили на автобусе только цветы, которыми оформили интерьеры школы и зимний сад.
Как только была построена школа и ее порог переступили первые воспитанники, как только началось тонкое прикосновение мысли и сердца педагога к сердцу ребенка - с этого, собственно, начинается школа.
У школы № 2 всегда было свое неповторимое лицо: свои обычаи, традиции, свои праздники.
Наша школа - это очаг красоты. В воспоминаниях каждого выпускника она сохраняется как красота детства, красота мира, красота мудрости, красота познания, красота благородного поступка.