Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Пальчиковая гимнастика

У детей при  ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно- коррекционные мероприятия в данном направлении. Ученые, которые изучают деятельность  детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Движения пальцев и кисти рук имеют особое  развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если вы вкладываете свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает.

 

Малыша даже можно немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет в последствии сознательно выполнять движения. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет.  По мере  созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.  Влияние ручных (мануальных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 11 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа «сорока –белобока», «Ладушки» и др.) приводит  в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии..   Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим  количеством  рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.  По насыщенности  акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно  воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного- на печень и почки, мизинца- на сердце.  В Китае распространены упражнения ладоней с каменными металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняет его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.    В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.  Можно убедиться в уникальности  и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое, народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик – пальчик», «Коза рогатая» и д.р. Их значение недостаточно осмысленно до сих пор взрослыми.   Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования наших отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук  с развитием мозга.    Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук  на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение  не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит- развивать речь ребенка.    Исследования М,М,Кольцовой доказали, что каждый палец  руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схем человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, необходимо помогать ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Важно обращать внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями - держать  чашку, ложку, карандаши, умываться.  Пальчиковые упражнения помогут ликвидировать отставание у ребенка.  Пальчиковые упражнения выполняются в медленном темпе от трех до5 раз, сначала одной, затем дугой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Каждое занятие имеет свое название, проводится в течение нескольких минут два - три раза в день.

Торбина Т.В.