Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Полезные советы

oneklassПервый учебный год важный этап в жизни ребенка и когда ребенок становится учеником школы, родители становятся участниками образовательного процесса.

Важно знать, что особенности режима обучения учащихся определяются санитарными нормами и правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Процесс обучения первоклассника должен проводиться с соблюдением следующих требований:

  • учебные занятия проводятся только в первую смену;
  • 5-дневная учебная неделя;
  • организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
  • проведение не более 4-х уроков в день;
  • продолжительность уроков - не более 35 минут;
  • организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
  • обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Родителям необходимо помнить, что первоклассники учатся только в первую смену, в том числе и в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в первых классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

  • в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;
  • со второй четверти - 4 урока по 35 минут кажды

При обучении письму, чтению, математике с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.

Главный специалист-эксперт Крылова Ирина Алексеевна

mestoСогласно требований санитарных норм (СанПиН 2.4.2.2821-10) каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начальных классов должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15 .

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать гигиеническим нормативам. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов - не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
  • от первой парты до учебной доски - не менее 240;
  • высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Ученическая мебель, не соответствующая росто-возрастным особенностям учащихся, способствует увеличению наклона корпуса во время занятий и увеличению выпуклости и грудном отделе, приводит к уменьшению устойчивости позы, возрастанию напряжения мышц, увеличению числа жалоб детей на неудобство и утомление.

Главный специалист-эксперт Крылова Ирина Алексеевна

regimРациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня - это именно то, что способствует нормальному росту и развитию, сохранению работоспособности, интереса к учебной и творческой деятельности. Особенно это актуально для первоклассника, так как помогает ребенку привыкнуть к новой обстановке и правильно сбалансировать учёбу и отдых. При построении режима школьника необходимо чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон.

Обязательные элементы режима дня включают:

  • режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
  • время пребывания на воздухе в течение дня;
  • продолжительность и кратность сна;
  • продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
  • свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Рацион питания школьника должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Рекомендуется 4-5-разовое питание, Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов. Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течение дня. Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 часов, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа.

Занятия в школе регламентируются учебным планом в соответствии с гигиеническими нормативами. Домашние учебные занятия - важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака. Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со 2-го полугодия) - до 1 ч., во 2-м классе - до 1,5 ч., в 3-4-м классах – до 2 часов, в 5-6-м классах - до 2,5 часов, в 7-м классе - до 3 часов, в 8-11-м классах – до 3,5 часов. Должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин. занятий необходим короткий перерыв.

Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, а также отражается на сокращении времени прогулок, занятий спортом, сна.

Свободное время учащийся использует по своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьника младшего возраста - 1-1,5 часа, среднего и старшего - 1,5-2,5 часа в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на ПК, общаются с друзьями. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на планшете, компьютере, просмотр телепередач.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

  • в 7-10 лет - 11-10 ч.;
  • в 11-14 лет - 10-9 ч.;
  • в 15-17 лет - 9-8 ч.

Занятия в различных кружках должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья ребенка. Не рекомендуется участие школьника более чем в двух кружках.

В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме.

Главный специалист-эксперт Крылова Ирина Алексеевна

Как выбрать качественную школьную форму? На что следует обратить внимание в первую очередь?

formaПрежде всего необходимо посмотреть на состав ткани. Натуральных волокон должно быть больше, чтобы кожа ребенка дышала и не появлялись аллергические реакции. А добавление синтетики поможет одежде меньше мяться, не вытираться в проблемных местах.

Оптимальное содержание синтетики в одежде для школы – не больше 55%. Остальное: шерсть, кашемир, лен, хлопок. Блузки и рубашки лучше выбирать с содержанием натуральных волокон не меньше 65%. Вещь со стопроцентным содержанием хлопка приятна в носке, но гладить такие изделия хлопотно, и мнутся они сильно, придавая неопрятный вид вашему школьнику.

При выборе школьной формы немаловажны такие показатели, как размер и возможность регулировки. Если вы ищете брюки с нестандартным размером талии, советуем обращать внимание на эластичную тесьму для регулирования длины пояса в брюках. Заметим, что данный совет, скорее всего, будет актуален только для мальчиков младшей школьной группы: все-таки регулировка пояса хотя и помогает скорректировать размер изделия в талии, в некоторых случаях резинка может не слишком эстетично смотреться из-за создания эффекта "пузыря".

Необходимо уделить внимание качеству пошива и отделке изделия, обращая внимание на детали: начиная от молний, швов, заканчивая формой пуговиц – фурнитура не должна быть травмоопасной. Аккуратность подкладки, отсутствие торчащих ниток – это первый признак того, что перед вами качественное изделие, а не подделка.

Дети не только сидят, но и активно двигаются в одежде, и она должна быть удобной и прочной.

Главный специалист-эксперт Крылова Ирина Алексеевна

ranecСогласно ГОСТy школьный (ученический) ранец - это кожгалантерейное изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски учебников, школьно-письменных принадлежностей на спине». Ученический портфель плечевых ремней (лямок) не имеет и должен носиться в руке, поэтому ортопеды не рекомендуют покупать его детям. Постоянная переноска тяжестей в руке может привести к сколиозу и другим проблемам с позвоночником (по этой же причине нельзя позволять детям носить ранцы в руке или на одной лямке).

Выбирая школьный ранец, родители нередко обращают внимание только на количество карманов и отделений, качество материалов и прочность швов, дизайн и цену. Разумеется, все это важно, но на здоровье и безопасность детей влияет другое - вес ранца, наличие ортопедической спинки и светоотражающих элементов.

Вес. По действующему ГОСТу масса пустого ранца не должна превышать 1 кг. При этом вес ранца со всем содержимым должен составлять не более 10% от веса ребенка - для учащихся младших классов это примерно 2-3 килограмма. Важно не только выбрать легкий ранец, но и следить за его содержимым, когда ребенок начнет учиться, выкладывать ненужные учебники, тетради и другие вещи.

Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор - небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка. Сама спинка - быть жесткой, но при этом иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине (это требование прописано в ГОСТе) и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить ранец на спине. Лучше, если регулирующие пряжки имеются не только в нижней, но и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы ранец плотно прилегал к спине ребенка. Оптимальная ширина лямок - 4-5 см.

Подкладки на спинке и лямках чаще всего обиты сетчатой «вентилируемой» тканью, благодаря которой спина ребенка не потеет. В некоторых моделях спинка полностью пластиковая, и функцию «вентилятора» выполняют специальные борозды, нанесенные на нее.

Светоотражающие элементы. Не все родители понимают их важность, но именно светоотражающие элементы и яркая окраска ранцев делают детей заметнее на дороге. Согласно ГОСТу, в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами». Самые броские и, следовательно, заметные для водителей цвета - желтый и оранжевый.

Итак, после того, как вы нашли ранец, отвечающий этим требованиям, не торопитесь к кассе. Сейчас самое время его примерить. Конечно, сделать ребенку сюрприз не получится, зато вы будете уверены, что ранец подойдет.

Во время примерки обратите внимание на следующее:

  • ширина ранца должна быть примерно равна ширине плеч ребенка;
  • верхний край ранца и плечи ребенка должны быть на одной высоте;
  • нижний край ранца должен располагаться на уровне поясницы;
  • ранец должен плотно прилегать к спине ребенка.

Школьные рюкзаки всеми эти достоинствами не обладают – их можно покупать только подросткам, но и в этом случае лучше выбирать модели с уплотненной спинкой.

Главный специалист-эксперт Крылова Ирина Алексеевна