Родителям
Дорогой мира и добра родительский лекторий скачать 6,08Mb
Памятка логопеда для родителей
«С буквами играем и их запоминаем»
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок как можно быстрее выучил все буквы.
Как облегчить ему эту задачу и сделать ее более занимательной? Конечно же, не заставлять ребенка заучивать, переписывать, несколько раз повторять название буквы, а поиграть с буквами.
Очень важно, чтобы в процессе игр с буквами активно вовлекались зрение, слух, мускулатура пальцев рук. Это стимулирует более быстрому запоминанию ребенком букв, тренирует его образное восприятие и развивает речь в целом.
В какие же игры с буквами можно поиграть дома?
- Взрослый рисует на листке контур букву, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками или цветными карандашами.
- Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее.
- Взрослый «рисует»букву пальцем на спине ребенка: «Я напишу, а ты угадай, какая это буква».
- Можно лепить буквы из пластилиновых колбасок, конструировать из спичек, зубочисток, счетных палочек, семечек.
- Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой-то буквы с предметами из окружающего мира. Например, буква «О» похожа на колесо, дупло, солнце и т. д.
- Ребенку предлагается скопировать букву, написанную взрослым, приложив листок к оконному стекле. Не забывайте называть написанные буквы!
Подробнее...
Тема: «Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи»
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт. На формирование личности ребенка влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание и развитие малыша. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, интересах, способностях; его отношениям к людям и жизни как таковой.
Вместе с тем, имеются условия, оказывающие отрицательное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них:
- нарушение отношений в семье (конфликты между родителями, отсутствие одного из родителей и т. п.);
- нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).
Если в семье прибегают к таким воспитательным средствам, как физические наказания, игнорирования, угрозы, проявляют равнодушие к миру детей и их интересам, не могут выбрать модель воспитания, например у папы — «нельзя», а у мамы — «можно». Если в семье преобладают негативные настроения у родителей, а также полное отсутствие запретов и ограничений. В таких семьях дети имеют высокий уровень тревожности, низкую самооценку, чувствуют себя отверженными и воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним. По сути эти дети не получают удовлетворения в «базисной фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку». Агрессивное поведение детей из таких семей — это способ психологического выживания, это крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру.
Подробнее...
Тема: «Друзья моего ребенка. Кто они, какие они»
Вопросы анкеты:
- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать друг?
- Кого в классе Вы считаете своим другом?
- Как Вы понимаете поговорку «Старый друг лучше двух новых»?
Многих родителей волнует, есть ли друзья у их детей, с кем именно дружит их ребенок, не плох ли он для сына или дочери. Но все хотят, чтобы друзья были обязательно. Уже ни у кого нет сомнений в том, что ребенку для полноценного развития необходимо общество сверстников. А в школьном возрасте значение общения с ровесниками значительно возрастает.
Чаще всего именно в школе зарождается настоящая дружба, которая проверяется и крепнет в совместной жизни. У детей складывается чувство солидарности, они становятся инициативными. Возможно, у некоторых обострится чувство робости, они затаиваются до поры до времени, набираясь уверенности, познавая себя и других. В детской школьной среде свои требования и порядки. Каждый ребенок стремится обрести признание других детей, найти свое место. Ему не хочется быть изгоем, неинтересным, одиноким. Но социальная жизнь не проста, и не всем удается избежать насмешек или пренебрежения, осуждения или неприязни. Ребенок в окружении детей учится разбираться в людях, понимать их истинные намерения, оценивать их хорошие и плохие качества, искренность и притворство. Ребенок начинает осознавать, что привлекает его в других детях, почему бы хотел дружить с кем-то. А чем обладает он сам, есть ли что-то привлекательное в нем самом, чем он может заинтересовать других?
Подробнее...
Тема: Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников
Чтение в семейном кругу является давней традицией русской семьи. На рубеже 19–20 веков чтение в семье было незаменимым условием духовного общения взрослых и детей. В различных трудах известных ученых, мы можем встретить подтверждения того, как велика роль традиции семейного чтения в духовном становлении личности ребенка, в развитии интереса к книгам, в сближении взрослых и маленьких членов семьи и, как следствие, установлении прочных и доверительных взаимоотношений между ними.
Семья является основанием, центральным звеном в формировании личности.
Стоит заметить, что традиции семейного чтения, оберегаемые нашими предками, сегодня исчезают, разрушаются. Они поддерживаются лишь немногими современными семьями. Главная причина этого — изменившаяся социально-культурная жизнь: глобальное развитие телевидения и компьютерной техники, резкое приумножение их роли в досуге современного человека. «Литература как массовое искусство уступила свое место компьютеру, однако, просмотр телепередач и видеофильмов поистине не может заменить чтения, как верного средства саморазвития личности, важнейшего фактора интеллектуального, нравственного, эстетического развития человека».
Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего развития личности. Она пробуждает мысль школьника, помогает ему ориентироваться в реальном мире. Дети начинают находить в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не замеченные ими свойства и качества, воспринимают события с учетом их внутренней связи.
Содержание художественного произведения пополняет кругозор маленького читателя, раскрывает перед ним социальную реальность, рассказывает о жизни, труде и подвигах различных людей и прочее.
Подробнее...
Агрессия, ее причины и последствия
Цель: Просвещение родителей по агрессивному поведению детей.
Задачи:
- Научить распознавать агрессивное поведений;
- Выявить причины возникновения агрессивного поведения;
- Разъяснить модель поведения с агрессивным ребенком.
Уважаемые папы и мамы! Эта лекция не случайна. Проблема детской агрессии стоит очень остро. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только взрослые и подростки. Агрессию проявляют даже малыши.
Анкета: Критерии агрессивности ребенка
(анкета Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.(1992)
- Временами кажется, что в него вселяется злой дух.
- Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
- Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
- Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
- Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, разбивает что-то, потрошит.
- Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
- Он не прочь подразнить животных.
- Переспорить его трудно.
- Очень сердится, когда ему кажется, что над ним кто-то подшучивает.
- Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
- В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
- Часто не по возрасту ворчлив.
- Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
- Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
- Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
- Легко ссорится, вступает в драку.
- Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
- У него нередки приступы мрачной раздражительности.
- Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
- Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Ключ:
Подробнее...
Тема: Рекомендации родителям по психологической подготовке выпускников к ЕГЭ
(психология (дистанционно)
ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как как форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. Особый интерес в этом плане представляют издаваемые Центром тестирования РФ сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5 по 11 класс, с их помощью можно оценивать уровень усвоения материала и отработать навык их выполнения. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями
Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка и пытаться поддержать его на расстоянии. Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Существуют ложные способы поддержки ребенка. Одним из них является гиперопека, т. е. создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон ребенка.
Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Подробнее...