Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Полезные советы

Некоторым родителям Интернет представляется местом более опасным, чем реальная темная улица рядом с домом. Полезнее будет энергию, которая тратится на это беспокойство, перевести в активную и осмысленную заботу о том, чтобы ребенок с первых шагов в Интернете мог чувствовать себя уверенно и постепенно научился быть осторожным и защищаться от нежелательного влияния. Примерно до 12 лет вы можете достаточно жестко контролировать поведение ребенка в сети (например, ограничивать список сайтов, которые он может посещать), а с подростком нужно будет скорее договариваться о том, как он будет соблюдать правила безопасности, и полагаться на его доверие к вам.

Не все знакомства одинаково полезны

В Интернете не водится каких-то особенных, "компьютерных" преступников - они те же, что могут встретиться ребенку на улице, в магазине, в кинотеатре. Только их труднее распознать из-за того, что в сети люди не видят друг друга - как по телефону. Не стоит ребенку рассказывать в подробностях, кто такие педофилы или что такое мошенничество с платежными средствами, - достаточно кратко объяснить, что некоторые люди в силу психического нездоровья или плохого воспитания могут нанести серьезный вред здоровью ребенка, бюджету семьи, безопасности и спокойствию вашей жизни. Даже если ребенок не поймет в точности, чего ему следует опасаться, он может почувствовать ваше беспокойство и заботу о нем и с готовностью будет делать то, что вы попросите. Для этого нужно как можно яснее, короче и однозначнее определить правила, по которым в вашей семье принято пользоваться Интернетом. Там должны быть упомянуты права и обязанности каждого члена семьи. Ваши преимущественные права (например, проверять его почту или журнал посещений страниц) вы можете объяснить ребенку по аналогии с правами администратора сайта: он тоже имеет право отслеживать поведение посетителей сайта и принимать меры предосторожности. Пример таких правил (ниже) вы можете отредактировать по своему усмотрению после обсуждения с ребенком:

Соглашение о кодексе поведения в Интернете

Я обязуюсь:

  • Обращаться к моим родителям, чтобы узнать правила пользования Интернетом: куда мне можно заходить, что можно делать и как долго позволяется находиться в Интернете.
  • Никогда не выдавать без разрешения родителей личную информацию: домашний адрес, номер телефона, рабочие адреса или номера телефонов родителей, номера кредитных карточек или название и расположение моей школы
  • Всегда немедленно сообщать родителям, если я увижу или получу в Интернете что-либо тревожащее меня или угрожающее мне; сюда входят сообщения электронной почты, сайты или даже содержимое обычной почты от друзей в Интернете.
  • Никогда не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым я познакомился в Интернете, без разрешения родителей
  • Никогда не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через Интернет или обычной почтой.
  • Никогда и никому, кроме своих родителей, не выдавать пароли Интернета (даже лучшим друзьям).
  • Вести себя в Интернете правильно и не делать ничего, что может обидеть или разозлить других людей или противоречит закону.
  • Никогда не загружать, не устанавливать и не копировать ничего с дисков или из Интернета без должного разрешения.
  • Никогда не делать без разрешения родителей в Интернете ничего, требующего оплаты.
  • Предложите ребенку баловства ради однажды представиться в чате чужим именем или рассказать невидимому собеседнику выдуманные сведения о своей жизни. Получив такой собственный опыт анонимного лицедейства, ребенок легче представит себе, что и другие люди могут притвориться в сети кем угодно. В то же время полезно напомнить детям и о том, что правила хорошего тона и уважение к собеседнику в сети точно так же важны.
  • Это не значит, что детей следует как-то особенно запугивать, скорее его надо научить по-разному общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Тут следует специально объяснить, что правила вежливости отнюдь не подразумевают выполнение любой просьбы первого встречного, тем более незнакомца (а иногда и знакомого человека). Надо, чтобы ваш ребенок умел говорить "нет", а при контактах с незнакомцами или посещении сайтов в Интернете придерживался следующих правил:Если чужой человек просит о чем-то не рассказывать родителям ("Это будет наш секрет") - значит, нужно немедленно родителям все рассказать.
  • Если знакомый лишь по интернет-общению человек предлагает встретиться - надо отвечать отказом или предложением встретиться вместе с родителями.
  • Если собеседник спрашивает о личной информации, можно и нужно либо говорить неправду, либо вообще отказываться отвечать (этот последний способ лучше всего действует, если кто-то активно домогается человека в сети, пытается вывести из себя, спровоцировать на неосторожные высказывания или поступки).

По материалам сайта http://www.mosparents.ru

 

Знаете ли вы, сколько времени проводят в компьютерных развлечениях дети основателя Microsoft Билла Гейтса? Не более 45 минут в день. В выходные дни - 1 час 45 минут. Если при этом дети прерываются каждые 15-20 минут, то это вполне отвечает принятым в нашей стране санитарно-гигиеническим нормам. Что еще необходимо учесть, чтобы занятия на компьютере не повредили здоровью детей?

Неприятностей для здоровья со стороны компьютера можно ожидать (а значит, и предупредить) с четырех сторон:

  • Электромагнитное излучение.
  • Нагрузка на мышцы и суставы.
  • Нагрузка на зрение.
  • Психологическая нагрузка.

Электромагнитное излучение

Это самая распространенная причина, по которой родители боятся за здоровье детей. Правда, до сих пор данные о патогенности этого излучения не однозначны: в основном подозрения. От монитора исходит очень слабое рентгеновское излучение, радиоактивных частиц он совсем не испускает. А вот электромагнитное излучение компьютера и электростатическое поле сопоставимо с влиянием тостера или микроволновки. Другое дело, что рядом с этими приборами во включенном состоянии человек проводит несколько минут, то есть существенно меньше, чем рядом с компьютером. Доказанным можно считать лишь понижение содержания отрицательных ионов в воздухе вокруг компьютера - именно из-за этого после работы за компьютером может быть резь в глазах и сухость кожи. Однозначно можно рекомендовать самые простые меры:

  • ставить системный блок подальше: в угол, под стол, за защитный экран;
  • приобрести современную модель монитора с минимальным излучением, соответствующую госстандартам безопасности ТСО-95 и ТСО-99;
  • не оставлять компьютер включенным, когда он не нужен (например, на ночь), использовать "спящий" режим монитора (чтобы он временно гас, если к компьютеру не прикасаются несколько минут);
  • использовать ионизатор воздуха ("люстру Чижевского"), насыщающий воздух полезными отрицательно заряженными частицами.

Нагрузка на мышцы и суставы

Помните, как еще в первом классе нас учили правильно сидеть за партой? Все это справедливо и для позы, в которой ребенок сидит за компьютером. Неудобное кресло, слишком высокий или слишком низкий стол, отсутствие спинки - все это может привести взрослого пользователя к остеохондрозу, а ребенка - к сколиозу. Приходится только мечтать о нормальных стульях в школьных классах, значит, тем более важно, чтобы домашнее рабочее место ребенка отвечало всем требованиям:

  • Спинка должна быть такой, чтоб на нее можно было слегка откинуться (буквально на несколько градусов) - это разгружает позвоночник.
  • Подлокотники должны располагаться так, чтобы на них можно было свободно опустить руки, расслабив локти и запястья, а кисти во время работы находились на одной оси с предплечьем (не загибаться к верху и не опускаться).
  • Бедра должны располагаться под прямым углом к туловищу, колени должны быть согнуты тоже под прямым углом.
  • Ноги должны плотно стоять на полу или на подставке.
  • Монитор должен быть расположен так, чтобы его середина находилась чуть ниже уровня глаз (примерно под углом 10 градусов), чтобы не уставала шея.
  • Если ребенок много работает с клавиатурой, возможно, понадобится подставка под запястья (чтобы они не висели в воздухе) или эргономичная клавиатура из двух половинок, которые можно разместить, как удобно пользователю.

Нагрузка на зрение

За годы учебы в школе зрение ребенка может пострадать весьма существенно, поэтому важно, чтобы монитор компьютера не создавал лишних проблем. Здесь играют роль и характеристики самого оборудования, и то, как обустроено рабочее место, и гигиенические привычки ребенка - вам нужно научить его автоматически следить за определенными правилами:

  • Расстояние до экрана должно быть не менее 60-70 сантиметров, а его центр должен располагаться чуть ниже уровня глаз (на 10-15 см, или 10 градусов).
  • На поверхности монитора не должно быть бликов света - ни от окна, ни от светильников.
  • Хотя монитор сам светится, на рабочем столе должна быть включена лампа мощностью не более 60 Вт, и лучше, чтобы свет был слегка рассеянным. В поле зрения прямо за монитором не должно быть источников света (например, нельзя сидеть за монитором лицом к окну, если оно не закрыто плотной гардиной или ширмой).
  • Если нужно сочетать работу на экране с работой с печатным текстом, текст должен находиться по левую сторону от экрана и на расстоянии не менее 33 см от глаз (ребенок может поставить на стол локоть, и до кончиков пальцев выйдет примерно требуемое расстояние).
  • В работе надо делать перерыв каждые 15-20 минут (для школьников 5-7 классов) или 40-45 минут (для старшеклассников). Во время перерывов лучше встать, подвигаться, а также сделать разминочную гимнастику для глаз: посмотреть поочередно на ближние и отдаленные предметы (например, на точку на окне, а потом на то, что за окном). Для этого можно приобрести специальную линейку-тренажер.
  • Используйте монитор, программное обеспечение и настройки, безопасные для зрения: изображение не должно мигать, быть слишком мелким или слишком ярким. Для этого нужно, чтобы возможности видеокарты (частота, цветность и т. д.) соответствовали характеристикам монитора. ЖК-мониторы лучше подойдут для работы, поскольку они не мигают, как электронно-лучевые, хотя четкость изображения у них может быть поменьше. Их угол видимости невелик, поэтому важно ставить монитор прямо перед ребенком, а не сбоку. Размер монитора - 17 дюймов (в расчете на него сегодня создается большинство прикладного программного обеспечения и интернет-сайтов). Программы и их настройки, принтеры и мышь должны быть отрегулированы так, чтобы ими было удобно пользоваться.
  • Поверхность экрана нужно раз в неделю очищать специальными салфетками, пропитанными особым средством для мониторов: малейшие пылинки или пятнышки увеличивают нагрузку на зрение.

Психологическая нагрузка

Чаще всего пользователям приходится нервничать из-за потери информации. Для профилактики таких случаев приобретите устройство, позволяющее безопасно сохранять данные при неожиданном отключении питания (UPS). Научите ребенка делать резервные копии важных документов (например, при подготовке доклада, реферата).

Позаботьтесь узнать сами и разъясните ребенку, как будет устроен доступ к компьютеру введите пароли на вход и на доступ к отдельным папкам. Так можно быть уверенным, что важную информацию не увидит кто попало.

Объясните, что если к электронному письму прилагается файл с расширением .exe, то это абсолютно точно зашифрованный вирус, несущий неприятности компьютеру и его пользователям. Кто предупрежден, тот вооружен.

Тема компьютерной зависимости очень сложна, и пока специалисты не пришли к единому мнению о том, почему и как она формируется и формируется ли вообще. Пока имеет смысл рассматривать ее как одну из разновидностей зависимого поведения, такого как зависимость от азартных игр, курения или алкоголя. За этими явлениями чаще всего стоят причины глубокого психологического порядка и связаны они могут быть в том числе с отношениями в семье.

Компьютерные игры могут сильно различаться по своим характеристикам, а значит, и по тому, как они влияют на психику ребенка. Обращайте внимание на то, во что играет ребенок и как это меняет его состояние, настроение, образ жизни. Если возникают малейшие подозрения, что игры плохо влияют на него (ребенок становится раздражительным, устает, злится, тратит на игры время, которое обычно проводил с друзьями, хорошо себя чувствует только во время этих игр и т. д.), примите меры: уделите ребенку больше внимания, предложите другие, более здоровые отвлекающие занятия.

По материалам журнала "Домашний компьютер"

Если ваш ребенок - «живчик»

(Несколько подсказок в помощь родителю и учителю)

Если таким детям не уделять особого внимания, они все вокруг себя разрушают. С ними трудно родителям. С ними трудно учителям. Они не могут оставаться полностью предоставленными самим себе. И начнут добиваться внимания любой ценой. Но и давить на них ни в коем случае нельзя. Наберитесь терпения – гиперактивным детям нужен адекватный контроль со стороны взрослых гораздо дольше, чем другим детям. Познакомьтесь с некоторыми правилами организации жизни в семье и школе для «живчиков». Поговорите с учителем об особенностях Вашего ребенка. Постарайтесь наладить совместную поддержку ребенку.

Удачи Вам!

О, дайте им свободу!

Каждый родитель очень подвижного ребенка знает, что при выполнении домашних заданий очень трудно заставить его не отвлекаться. И не заставляйте. Просто на первых порах помогите организовать домашнюю учебную работу в соответствии с особенностями ребенка. И помните, для того, чтобы у ребенка выработался навык самостоятельной продуктивной работы, понадобится время, от 2-3 месяцев до года, в зависимости от индивидуальных особенностей. Пространство детской комнаты хорошо разделить таким образом: в соответствии с требованиями стоит письменный стол для занятий. И обязательно – место для игр. «Живчикам» необходимо позволить обращаться к игровой деятельности до более старшего возраста, чем другим детям. Когда ребенок чувствует, что устал и не может больше заниматься, он может сам отправиться в игровую зону. Хорошо, когда и в школе есть такая возможность, когда учитель видит, что ребенку необходимо хотя бы короткое время побыть наедине с собой, и может ему это позволить.

Отлично, если в дома есть шведская стенка, чтобы можно ей воспользоваться – пойти и покрутиться на ней, подвигаться, переключить внимание. Потом дети быстро возвращаются к выполнению уроков. Главное, это то, что возможность подвигаться тогда, когда это необходимо, помогает, быстро успокаивает гиперактивных детей.

Переключение – секрет успеха

Моменты переключения с одного вида деятельности на другой необходимы гиперактивным детям. И тут подойдут разные способы. Например, можно просто попросить ребенка пойти и умыться прохладной водой. Ему уже хватит этих нескольких минут движения, чтобы восстановиться и прийти в себя. В школе можно предложить учителю, чтобы ребенку разрешили подойти к кому-то в классе и посоветовать, как лучше справиться с каким-то заданием. Но тут важно, чтобы дети умели принимать помощь и оказывать ее – без давления друг на друга. Над этим надо специально работать.

Важно помнить – у каждого гиперактивного ребенка – своя особая норма, свой уровень внимания и утомляемости. Им требуется более частая, чем у других детей, смена занятий. Хорошо, когда такие ученики на уроке получают особые задания, которые подходили бы к их внутреннему ритму и возможностям. Время от времени шептать им на ушко: «А сейчас вот то-то сделай или это попробуй». Если у вас есть контакт с учителем – можно договориться и подготовить такие задания самому, в соответствии со школьной программой и уровнем развития ребенка. Ведь сам учитель не всегда может успеть уделить такое внимание каждому ученику.

Возможность побыть лидером

Фокусничать, кричать и подпрыгивать такие дети начинают, когда им нечем заняться. Если у них нет определенного дела для себя, они пытаются выбиться в лидеры, привлечь всеобщий интерес. Им важно чувствовать на себе чье-то внимание. Зачастую это как раз очень талантливые дети, которые легко соображают. Бывает, они схватывают что-то настолько хорошо и быстро, что не всегда могут сами понять, как они нашли ответ.

И тут важно не добиваться от них подробного объяснения, а вовлекать их в общий разговор с классом. Предложите одноклассникам: «А давайте отгадаем, как Петя нашел ответ? Каким путем он рассуждал? Как ему удалось натолкнуться на правильное решение?»

Кстати, лидерство организует гиперактивного ребенка лучше, чем что-либо другое. Надо дать ему возможность побыть в центре внимания или хотя бы высказаться раньше других, поскольку у него быстрее рождается решение. Он быстрее соображает. И он должен чувствовать, что эту его способность оценили по достоинству. Ведь гиперактивные дети – вовсе не «моторчики», безразличные к окружающим. Им очень хочется быть хорошими, нравиться другим людям, хочется почувствовать, что их принимают и ценят.

Особый подход

В исполнении домашних заданий тоже нужен особый подход. Например, можно разрешить такому ученику писать только ответы на задания, не записывая всю последовательность решений…

Если прямо на уроке у вас что-то не получается с гиперактивным учеником, отвлекитесь на минуту на кого-то другого, отведите в сторону взгляд, чтобы не входить в конфронтацию. Потом вернетесь снова к нему, и решение, может быть, даже родится само.

Главное – ни себя не укорять, ни его не укорять. При внимательном и чутком наблюдении станет понятно, что именно нужно в данный момент конкретному ребенку.

Серьезная ошибка

Самая серьезная ошибка, которую можно совершить с гиперактивным учеником, – это жаловаться на него родителям или другим учителям, особенно в присутствии других детей. Тут уж чем больше учитель наговаривает на ребенка, обвиняя его в несобранности, невнимании, непослушании, тем больше тот будет озлобляться и протестовать.

Идти на обострение отношений, требовать от такого ребенка: «Замолчи! Сиди смирно!» – это наихудший вариант. Учителю часто приходится советоваться с родителями гиперактивного ученика или что-то им подсказывать. А какой уж тут может быть спокойный разговор, если вы с ним уже в конфликте и уже отовсюду его выгнали. Важно строить отношения так, чтобы родители были вашими советчиками.

 

по материалам сайта http://www.future4you.ru

Избавьтесь от страха перед экзаменами и публичными выступлениями!

Существуют проверенные способы, чтобы избавиться от страха, напряжения перед публичным выступлением, экзаменом, собеседованием и т.п. Вот некоторые из них.

1. СПОСОБ «СМЕХОПРЕДСТАВЛЕНИЕ».

Представьте, что перед вами находятся щенки или куклы! Или младенцы в памперсах. Или воздушные шарики. Рассмотрим плюсы и минусы этого способа.

Достаточно эффективный прием. Особенно хорошо помогает начинающим. Его просто использовать и он улучшает настроение.

Но этот прием не всегда срабатывает, особенно если у вас не развито образное мышление. Другими словами, таким людям сложно представить перед собой щенят или кукол, если они знают, что перед ними строгие экзаменаторы, директор или же другие важные люди.

2. СПОСОБ «НАПРЯЖЕНИЕ - МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ»

Если вы боитесь выступать перед аудиторией, то уже заметили, что перед тем, как вам нужно начинать, у вас появляются различные спазмы и напряжение: в горле, в руках, ногах, голове, животе и других частях. Все это просто парализует и не дает нормально выступить, вызывая чувство стыда и паники. Чтобы избавиться от этого, можно сделать небольшие физические упражнения. Например, присесть или просто сжать все мышцы своего тела до перенапряжения и затем резко расслабить, повторить это упражнение несколько раз подряд.

Это очень эффективное упражнение, оно снимает мышечные зажимы за счет перенапряжения, которое проделывалось ранее перед выступлением.

Другой вариант релаксации заключается в том, что вы за несколько минут перед выступлением уединяетесь, включаете музыку (можно и без нее), закрываете глаза и начинаете танцевать, представляя, что вы – это пушинка на ветру. Вы просто отпускаете свое тело и в свободной форме танцуете.

Однако это упражнение не всегда получается применить на практике. К тому же, оно лишь технически помогает расслабиться, но не решает проблему в корне.

 

3. СПОСОБ «ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ»

Это очень действенный способ, который помогает быстро избавиться от напряжения и освободиться от страха перед публикой. Кроме этого, он помогает лучше понять себя и ваших слушателей. Что же это за способ?

Во время выступления вам нужно переключить свое внимание на свои стопы и почувствовать тяжесть своего веса. Или, например, представьте, что на вас сейчас надета огромная тяжелая мокрая шуба и от этого вам очень трудно двигаться. Это мысленное представление поможет расслабить вашу нервную систему.

Высшим пилотажем будет, если вы переключите внимания с себя на тех, кто вас слушает. Просто представьте, что у них в душе, что они сейчас чувствуют, какие у них желания, мысли, чувства. Во время своего выступления поставьте их эмоции и желания выше своих. Откажитесь от своих собственных чувств, и вы заметите, что никакого страха и тревоги вы не испытываете. Пусть слушатели будут на первом месте. Этот метод, пожалуй, самый эффективный из всех, что можно предложить детям и подросткам. Поэтому рекомендуем вам его применять везде и всегда.

Минус этого метода в том, что сразу почти ни у кого не получается. Для того, чтобы его эффективно применять на практике, нужна ежедневная тренировка и желание отказаться от собственных установок и на первое место поставить чувства и мысли своих слушателей.

 

4. СПОСОБ «РАЗРЕШАЮ СЕБЕ БОЯТЬСЯ»

И, наконец, хочу предложить вам вариант, который избавил меня от многолетнего страха публичных выступлений и который обязательно поможет и вам!!

Однажды мне, тогда еще начинающему специалисту, пришлось выступать на Первом Всероссийском съезде психологов. Я очень волновалась, ведь в зале присутствовали известные ученые, руководители ведомств, опытные коллеги со всех уголков России.

Мне было важно, какое впечатление я произведу, что эти люди подумают обо мне и что скажут. Вдруг, я попаду впросак, что будет тогда? Я пробовала разные способы. Но тревога и напряжение все равно ощущались. У меня сводило все тело, начиная с ног, заканчивая макушкой головы.

И вот я выхожу на сцену. Меня начинает буквально трясти. Сухой ком в горле, и все, что я должна была сказать – я забыла. И тут я явственно ощутила, что все самое ужасное уже произошло. То, чего я боялась – оно уже происходит. Прямо здесь и сейчас. И тогда ко мне пришла абсолютно странная, как мне тогда показалась, идея. Я вдруг сказала себе: «Я разрешаю себе бояться, трястись мелкой и крупной дрожью, разрешаю нести околесицу, быть зажатой и закомплексованной».

Я и без этих слов все это испытывала, но ведь раньше я всегда запрещала себе быть такой и ставила цель – быть уверенной в себе и показывать другим свою раскрепощенность и свободу. Именно этот внутренний приказ и подводил меня. Ведь это я сама себе давала такие установки. Эти установки и заставляли испытывать неуверенность и напряжение.

Что же случилось? В тот момент, когда я подумал: «Ну и пусть, будь что будет! Сейчас я им всем покажу, как я умею дрожать, открывать рот, как рыба, не говоря ни слова, покажу, как я умею быть неувереннее всех остальных». В этот момент пришла и другая мысль: «А теперь я расскажу этим людям то, что собиралась, пусть послушают, а на остальное – плевать».

И как только эта мысль посетила меня, я ощутила, что все спазмы ушли, мое напряжение моментально исчезло. Я почувствовала такую легкость в теле, свободу и ясность в голове, что даже сама не заметила, как закончилось моя речь.

После этого приходилось много раз выступать перед разными аудиториями. И с каждым разом я все реже, но все-таки тоже испытывала беспокойство. Но, как только я включала мысль о том, что наплевать, что я почувствую, что без разницы, как я буду выглядеть, – я просто разрешала себе быть такой, какая я есть. Я говорила себе: «Да, я боюсь выступать перед публикой. Уж такой я уродилась. Вот так я реагирую на эти выступления. Но ведь это не главное. Главное – это то, что я сделаю то, что должна сделать. И в итоге победа будет за мной, а не за моим страхом!»

И всегда, когда я применяла это открытие, я всегда испытывала облегчение и свободу. И это было победой!

Секрет этого приема в том, что ее применяют не для того, чтобы почувствовать свободу и уверенность. Так ничего не получится. Ее нужно использовать, как раз наоборот – чтобы позволить себе быть таким или такой, какой вы есть, со всеми вашими трудностями и достоинствами.

Поэтому – отпустите себя, разрешите себе быть собой. И вы заметите, как страх публичных выступлений улетучится, как утренний туман. И ваши опасения превратятся в забавные воспоминания.

УДАЧИ! ПРОБУЙТЕ - У ВАС ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЛУЧИТСЯ!

по материалам сайта http://www.future4you.ru

Многие родители не задумываются над этим вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и дети. Пока. Но есть взрослые, которые уже осознали огромное значение стиля общения для развития личности своего ребенка.

Экспериментально доказано, что если ребенок получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, он плохо развивается не только психически, но и физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Однако, как пища может быть вредной, так и неправильное общение может вредить психике ребенка, его эмоциональному благополучию и скажется впоследствии на его судьбе.

Как же правильно общаться со своим ребенком? Вопрос этот сложен и прост одновременно. Сложен потому, что на наш стиль общения влияет очень много факторов, большинство из которых нами не осознаются.

Специалисты считают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка еще в дошкольном возрасте. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают детей так, как их самих воспитывали в детстве. В то же время способ нашего взаимодействия с ребенком зависит от моды в обществе на определенные педагогические идеи, от нашего ближайшего окружения - родственников и друзей, от стиля общения между другими членами семьи, от возраста родителей, от условий быта, и от многих других причин.

И все-таки, общаться с ребенком просто. Потому что не всегда, но часто этот процесс приносит радость. А чтобы общение всегда было полезным и взрослому, и ребенку родителям, можно использовать несколько правил.

 Правило 1. Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: "Если ты будешь хорошим мальчиком, то я буду тебя любить". Или: "Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(лениться, грубить, драться), не начнешь (слушаться, убирать игрушки)". В этих фразах ребенку сообщают, что его принимают условно, то есть любят, "только если…". Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры и внедряется в сознание с детства. Причина оценочного отношения к детям - вера в силу награды и наказания. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но на деле получается, что чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Потому что воспитание - это не дрессура, а родители существуют не для того, чтобы вырабатывать условные рефлексы.

Безусловное, безоценочное принятие - это удовлетворение одной из фундаментальных человеческих потребностей - потребности в любви, в принадлежности, в нужности другому. Эта потребность удовлетворяется, когда мы сообщаем ребенку: "Как хорошо, что ты у нас родился", "Ты мне нравишься", "Я люблю, когда ты дома", "Мне нравится делать это вместе с тобой". Подобны этим сообщениям и "бессловесные" формы принятия: взгляды, ласковые прикосновения, позы и жесты. Психологи говорят, что 4 объятия в день просто необходимы ребенку для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. А дети буквально понимают такие наши фразы, как: "Ты меня в могилу сведешь", "Ты постоянно мне мешаешь", "Как я от тебя устала", "Как мы были счастливы в молодости, до твоего рождения", "Я всем пожертвовала ради тебя".

Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к мысли: "Меня не любят". Доводы типа: "Я же о тебе забочусь" или "Ради твоей же пользы" дети не слышат, т.к. для них тон важнее слов. Если обычно тон родительского голоса сердитый, строгий, то ребенок ощущает себя плохим, "не таким", несчастливым.

Значит ли это, что родители никогда не должны сердиться на своего сына или дочь? Нет. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Обратим внимание на 2 правило.

 

Правило 2

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим: иначе оно перерастет в неприятие.

Родителям мешает принимать своего ребенка настрой на воспитание, который выливается в требованиях, критике, напоминаниях и нотациях, в борьбе за послушание и дисциплину. Но дисциплина должна возникать не до, а после установления добрых отношений, и только на базе их. Воспитательный настрой может быть связан со стремлением компенсировать свои жизненные неудачи, не осуществившиеся мечты или желанием доказать всем свою незаменимость или "тяжесть бремени родительского долга".

Другая причина, мешающая безоценочному принятию, - неосознаваемое эмоциональное отвержение. Например, родители не ждали ребенка, он появился в "неподходящий" момент, или ребенок не того пола, которого ждали, или слишком тяжело дались роды и первые дни, или уродился слишком болезненным.

Как определить, принимаем ли мы своего ребенка? Постарайтесь подсчитать, сколько раз за день вы обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреками, замечаниями, критикой) и сравните результаты.

А теперь на минутку закройте глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу). Как вы выражаете свою радость? Неужели собственный ребенок меньше радует нас своим появлением?

Теперь рассмотрим ситуацию, в которой ваш ребенок чем-то занят, но делает что-то плохо, "не так". Представьте себе картину: малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается не очень хорошо: детали рассыпаются, вставляются не в те дырочки, в которые хотел попасть ребенок, да и цветочек на цветочек совсем не похож. Вам хочется вмешаться, помочь, показать. И вот вы не выдерживаете: "Надо не так, а вот так". Но ребенок недовольно отвечает: "А я хотел не так. Я сам".

Вообще разные дети по-разному реагируют на родительское "не так ", одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи - бунтуют. Почему детям не нравится такое общение? Потому что мы навязываем ребенку "простоту" там, где ему трудно. Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца, делает первые неуверенные шаги. При этом он покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: "Разве так ходят? Смотри как надо!". Или: "Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила: не маши руками! Ну-ка пройди еще раз и как следует".

Так же нелепы критические замечания в адрес ребенка, который учится чему-то. Важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием.

 

Правило 3. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи, своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

Если ребенок чему-то научится сам, он достигнет сразу 4-х результатов:

1) знание или освоенное умение;

2) тренировка способности учиться;

3) удовлетворение и уверенность в себе;

4) положительное влияние отношения с родителями.

Все мы чаще ориентируемся на 1-й результат, но для жизни важнее три других. Конечно, возникает вопрос: "Как же научить, если не указывать на ошибки. Да, это необходимо. Но указывать нужно уметь:

1) не стоит замечать каждую ошибку;

2) ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке;

3) часто ребенок и сам знает о своих ошибках, но он доволен уже тем, что что-то получается и надеется, что завтра будет получатся лучше.

Подходящим для родителей будет следующий алгоритм:

Выберите несколько дел, которые ваш ребенок может сделать сам, пусть и не идеально.

Постарайтесь ни разу не вмешаться и одобрите старания ребенка несмотря на результат.

Запомните 2-3 ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными.

Найдите подходящее время и тон, чтобы поговорить о них.

 

Правило 4, казалось бы, противоречит третьему, но в действительности, дополняет его:

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

Если ребенок наталкивается на серьезную трудность, с которой он не может справиться, тогда позиция невмешательства может принести только вред. Некоторые родители, особенно папы, слишком усердно стараются приучить детей не бояться трудностей и быть самостоятельными. Если ваш сын или дочь прямо просят вас о помощи или жалуются, что "ничего не получается", "не знаю как", или оставляют начатое дело после первых неудач, - значит им необходимо помочь. Всем родителям известно, что дошкольник может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может сам организовать свои дела в течение дня. Вот почему часто слышатся слова: "Пора", "Теперь мы будем…", "Сначала поедим, а потом…". Но постепенно круг дел, которые ребенок выполняет самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он выполнял раньше со взрослым.

По книге Ю. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?",

по материалам сайта http://www.future4you.ru